Джон Траволта

Статьи

30 октября 2004 г.
Джон Траволта

Джон Траволта

30 октября 2004 г.

Вопреки поклонению и статусу небожителей, большинство кинозвезд кажутся во плоти до странности уязвимыми, такими же, как и просто — люди. Траволта не таков. Словно спустившийся с горы олимпиец, он источает непоколебимую уверенность. Искрящиеся голубые глаза, блестящие черные волосы, пышущая здоровьем кожа,— он напоминает Элвиса Пресли в период расцвета, существо из другого мира. (Траволта, кстати, ветеран Церкви сай-ентологии и, согласно ее иерархии, считается одним из верховных жрецов.)

Сегодня у Джона Траволты «нет повода» выглядеть иначе: ошеломительный успех «Криминального чтива» вновь вознес его в ранг суперзвезды, запрашивающей, по слухам, не менее десяти миллионов долларов за картину. Почему вновь?

В далеком 1977 году молодого Джонни Траволту, известного тогда лишь по участию в фильме «Кэрри» да работе на телевидении, неожиданно пригласили на роль Тони Манеро в «Лихорадке субботнего вечера». В то время, если вспомнить, в мире наблюдался бум не только панк-рока, но и диско. Героем которого по обе стороны Атлантики и стал танцующий, как бог, Траволта (в знаменитом белом костюме). Девочки сходили по нему с ума, мальчики в зависти своей называли Джоном Револтингом («отвратительным» то бишь). А Траволта в двадцать четыре года — и с первого, можно сказать, выстрела,— попал в номинацию на «Оскар». (Кстати, своего «Оскара» у него до сих пор нет.)

Годом позже вышел «последний великий мюзикл Голливуда» — «Напомаженный», где Траволта еще и пел. Так к концу 1978 года он сделался не только пользующимся наибольшим спросом киноактером, но и поп-идолом номер один. "Удивительно, но у меня, кажется, было больше угодивших в Тор 10 хитов, чем у многих певцов за всю их карьеру«,— говорит он. Хотя по кассовой популярности с Траволтой не мог сравниться никто, над ним вскоре начали довлеть его собственные высочайшие стандарты. Однажды он спросил у Уоррена Битти: «Что важнее: огромная популярность в рамках индустрии или когда сама индустрия любит твои фильмы? » «Когда сама индустрия любит твои фильмы,— ответил Битти.— Именно она дает тебе следующую работу».

Следующие работы Траволты, начиная с фильма «Минута за минутой» (1978 год) и заканчивая тремя частями «Смотрите, кто говорит» (1989 — 1992 годы), несмотря на коммерческий успех, остались практически незамеченными критикой. Пожалуй, особняком здесь стоят роли в «Городском ковбое» и «Проколе» Брайана Де Палмы, где Траволта предстал по-настоящему серьезным актером. Что, в свою очередь, осталось практически незамеченным публикой. Даже в 1985 году Траволту помнили исключительно по «Лихорадке субботнего вечера» и «Напомаженному»: когда на благотворительном балу в Белом доме Нэнси Рейган спросила у принцессы Дианы, что бы той больше всего хотелось сделать в Соединенных Штатах, ответ был:

«Потанцевать с Джоном Траволтой». Траволта, к восторгу фотографов, кружил Диану по паркету, но то были «плоды былых успехов». С 1985-го по 1989-й год актер вообще не появлялся на экране. Четыре года — вечность по голливудским меркам, и Траволта медленно, но верно вплывал в Лету,— пока не забрезжил спасительный маяк Квентина Тарантино. Тарантино, восхищавшийся актером еще со времен «Прокола» (1981 год), сделал все, чтобы преодолеть скептицизм киностудии, и роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве» досталась Траволте. Вега, наркоман и убийца с душой ребенка, получился фантастически (на выработку его «героиновой» шаркающей походки, по словам Траволты, ушел целый месяц), фильм окрестили шедевром, а актера вторично выдвинули на «Оскар».

Что тут началось! «Посмотрите, кто вернулся!», «Тони Манеро танцует твист!» — кричали заголовки. Траволта спокойно отнесся к этому гомону, заявляя в интервью, что на самом деле никогда не переставал считать себя звездой (что, однако же, не помешало ему расплакаться, когда в Каннах ему был устроен поистине «звездный» прием). Ситуация, говорил актер, изменилась для него лишь «в росте числа возможностей». А «возможности» (сценарии) действительно посыпались, как из рога изобилия. Сначала с подачи того же Тарантино, обратившего его внимание на сценарий, Траволта снялся — вернее, на одном дыхании прошествовал сквозь картину своей этой легонькой расслабленной походочкой — в «Поймать коротышку». Затем настал черед «Бремени белого человека», где Траволта — затюканный и обездоленный белый в безжалостном мире черных. Затем — «Сломанная стрела» культового гонконгского режиссера Джона By, где актер играет элегантного террориста-психопата...

Разные роли, разный Траволта. В нем всегда была эта обворожительная смесь дендизма, ребяческого простодушия и... какого-то жуткого космополитизма. Сам Траволта наверняка объяснил бы ее своими нью-джерсийскими корнями. Дом, где последним, шестым, ребенком в актерской семье родился, начал танцевать в 5 лет и вырос Джон Траволта, находится в Энглвуде, буколическом пригороде Нью-Йорка. По признанию актера, близость Манхаттана служила отличным противовесом сельскому спокойствию. То и дело нарушаемому вы летающими из нью-йоркского аэропорта самолетами...

Самолеты — давняя страсть Траволты (он пилот с более чем двадцатилетним стажем). Теперь у него их три, равно как и три дома, к двум из которых прилегают взлетно-посадочные полосы. Семья актера (актриса Келли Престон и маленький сын Джетт) кочует по воздуху вместе с ним, безоговорочно доверяя ему штурвал.

Благо, была возможность убедиться в его летном мастерстве. Однажды, когда и жена, и сын находились на борту, он умудрился посадить самолет с отказавшими приборами и частично — двигателями, да еще в условиях сильной облачности. «Все полагают, что я хладнокровен на экране. Видели бы они меня тогда в кабине — вот это было хладнокровие! » — вспоминает Траволта.

Как-то у него спросили: какими принципами он руководствуется в жизни? Он ответил: «Всегда принимай собственные решения, не иди на сделки с совестью, не общайся с человеком, если он тебе неприятен... Если жить по этим правилам, можно добиться лучшей жизни». Для себя он ее добился. Голливудская вечность забвения не сломила его стоицизма и веры в себя. «Несчастья — это землетрясения, авиакатастрофы, гибель «Титаника». Но никак не фильмы»,— говорит Траволта.

Им, пилотам, виднее.


Предлагаем приобрести фильмы Джона Траволты